Новости эфирного телевиденияИстория украинского ТВ глазами зрителя

Модераторы: KOSTEY, Admin, boom, kakgrek, suen, Мордовораторы

Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:02

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя[/shadow]
history_ua_tv-11-180x135.jpg
Телевидение… Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? Стоящий в углу на тумбочке «ящик» с экраном, на котором мелькают красочные картинки? Плазма, висящая на стене? Пульт дистанционного управления, усеянный кнопочками? Несколько пультов – для управления оборудованием, которое принимает эфирное, кабельное и спутниковое ТВ? Силуэт телевышки на фоне ночного города? Спутниковая тарелка на крыше? Яркие телешоу? Надоедливая реклама? Десятки, а то и сотни телеканалов, которые смотреть – не пересмотреть? Телегайды на тумбочке?

А ведь ещё каких-то два десятка лет назад всё было совсем иначе. По крайней мере, в наших широтах…

Недавно один из российских деятелей культуры заявил – что на постсоветском пространстве уже выросло поколение молодых людей, которые всерьёз считают, что «Кока-кола» в магазинах и MTV в телевизоре были всегда. Так это или нет – сказать сложно, но нынешнее двадцатилетнее поколение действительно не помнит те времена, когда телевизоры во многих домах были чёрно-белыми, да и показывали две-три, от силы – четыре программы, по которым и смотреть-то особо было нечего.

Посему самое время поднять старые архивы, перелистать пожелтевшие страницы газет и журналов, телепрограммы, а также собственные записи. И, перефразировав слова Нестора-летописца, начать наше повествование о том, «откуда есть пошло телевидение украинское и кто начал первый в Киеве вещати».

Как обычно говорят, телевидение появилось тогда, когда «подружились» два великих технических изобретения — «великий немой» (кинематограф) и «великий невидимка» (радио).

В Украине первое официальное знакомство двух «великих» состоялось в 1939 году. Согласно данным исторической хроники, открытие телевизионного вещания в Киеве произошло 1 февраля 1939 года. Правда, некоторые исследователи склонны считать, что первые тестовые телетрансляции в Киеве состоялись значительно раньше. Однако официальных подтверждений этому нет: возможно, что-то и было, но делалось (как и всё в те времена) в обстановке строжайшей секретности. Кроме того, в середине 30-х годов теле-эксперементы осуществлялись и в Одессе.
Впрочем, телевидение, которое пытались внедрять в Украине в 30-е годы, было не совсем тем электронным телевидением, которое мы имеем сейчас, а механическим. Механическое телевидение (с использованием так называемого Диска Нипкова) имело лишь один плюс по сравнению с электронным: его программы, передаваемые в диапазоне средних волн, можно было принимать на огромной территории. Однако качество механической телевизионной картинки значительно отличалось в худшую сторону даже от первых, экспериментальных систем электронного телевещания: картинка состояла всего лишь из тридцати строчек. Стандарт механического телевидения к концу 30-х годов считался уже морально устаревшим. В мире повсеместно внедрялось усовершенствованное электронное телевидение. Более того, в то время даже в Москве начали внедрять электронный стандарт, а вот Украине «с барского плеча» подбросили то, что уже отжило своё. При этом «механический эксперимент» в киевских условиях, судя по всему, планировалось продолжать в течение длительного периода, внедряя новые разработки для улучшения качества.
Однако механическое телевидение проработало в Киеве лишь чуть более двух лет – до начала войны. В те времена в мире считали, что телевизионные передатчики являются прекрасными ориентирами для нанесения бомбовых ударов вражеской авиацией, поэтому во всех странах, вступавших в войну, незамедлительно сворачивались регулярные телетрансляции. Впрочем, довоенный киевский телецентр, располагавшийся в районе современного Майдана Незалежности, это всё равно не уберегло от разрушения: в том же 1941 году вместе с большей частью Крещатика он был разрушен.
Изображение
Киевский телевизионный центр
Новая страница украинского телевидения – уже электронного – открылась лишь в 1951 году. 6 ноября 1951 года в Киеве, на Крещатике, официально был введён в эксплуатацию новый телецентр, рядом с которым была расположена передающая вышка, вещавшая на втором метровом телеканале. К слову, данная вышка в те годы считалась объектом повышенной секретности, поэтому практически не отражена на тогдашних панорамных съёмках Крещатика и города в целом. Вот так вот – вышка была, все киевляне о ней знали, но снимать и печатать на открытках с видами Киева её было запрещено.

Однако ещё целый год понадобился на то, чтобы окончательно перевести телевизионное вещание в Украине из разряда экспериментального в регулярное и полноценное. И лишь через два с половиной года, в марте 1955 года, в Украине был запущен второй – Харьковский – телецентр. В последующие годы свои телецентры были открыты в остальных областных центрах Украины.
Изображение
Изначально украинский зритель имел возможность видеть на своих экранах, главным образом, передачи производства местных студий. Телецентры действовали автономно. Однако вскоре началось сооружение кабельных и радиорелейных линий – вначале для передачи программ из областных центров на маломощные ретрансляторы в глубинке, а также для обмена программами между студиями разных городов, а позже – для начала ретрансляции в Украине программ Центрального телевидения (ЦТ) из Москвы. Изначально такое вещание велось по принципу «сборной солянки» – на одном телеканале присутствовали как программы из Москвы, так и программы местных телевизионных студий. И лишь в марте 1972 года по всей территории Украины было официально введено двухпрограммное телевещание – по одной программе транслировались передачи Центрального телевидения из Москвы, по другой – передачи Республиканского телевидения. При этом для последнего были выделены менее мощные передатчики, и, таким образом, аудитория ЦТ превышала аудиторию Украинского телевидения (УТ). К тому времени на экраны украинских телезрителей постепенно начал проникать цвет, передаваемый по общепринятой в СССР системе SECAM.

А вскоре в Киеве (где в августе 1973 года была введена в эксплуатацию новая телерадиобашня) и ряде областных центров Украины появилась третья программа. По ней передавались, как писалось в газетных телепрограммах «Передачи Второй программы ЦТ и программы для Киева и области». Разумеется, превалировали здесь передачи из Москвы.

11 мая 1981 года в Киеве заработал передатчик четвертой телепрограммы. Таким образом, столица Украины стала вторым (после Москвы) городом СССР, в котором велось четырехканальное телевещание.

На четвертой программе в Киеве транслировались передачи Образовательного канала из Москвы, а через пару лет здесь же появилась так называемая «Киевская программа», ориентированная на освещение столичной жизни. Однако аудитория этой самой четвертой программы поначалу была ничтожно мала. Дело в том, что в отличие от трёх прежних передач, которые транслировались в диапазоне метровых волн (в то время – практически основной в СССР), четвертая программа транслировалась в диапазоне дециметровых волн, на 30-ом телеканале. Киевский передатчик не был первым ДМВ-передатчиком в СССР. Более того, именно на территории Украины, в крымском Красноперекопске, в начале 70-х годов был запущен первый в Советском Союзе дециметровый телеретранслятор. Однако, поскольку вещание в этом диапазоне в то время было некой экзотикой, значительная часть продаваемых в те времена телевизоров не была оборудована трактом приёма ДМВ-программ. Стоили такие аппараты дешевле «полноценных». Многие из «неполноценных» моделей телевизоров всё же предусматривали установку дополнительного модуля дециметровых каналов, кроме того в продаже имелись внешние преобразователи сигнала. Однако киевляне не спешили их приобретать – это позднее, в 90 годы, с началом эпохи кабельного и многоканального вещания стала популярной доработка старых моделей телевизоров дополнительными модулями. А тогда, в 80-е, люди просто не хотели утруждаться и тратить деньги ради просмотра циклов программ образовательного характера. Единственным достоинством «Четвёртой программы» было то, что в её эфире не выходила обязательная для всех советских граждан программа «Время» с рассказами о «дорогом Леониде Ильиче», которая синхронно транслировалась по трём остальным каналам ежедневно в 21:00. Впрочем, по четвёртому каналу в это время мог идти какой-нибудь урок испанского языка для второго года обучения от Образовательной программы ЦТ или отчёт о перевыполнении пятилетнего плана в исполнении председателя одного из столичных райкомов КПСС от Киевской программы.

К слову, в тележурналистких кругах даже ходила такая байка: один партийный функционер должен был отчитаться о выполнении и перевыполнении очередного плана с экранов этой самой Киевской программы. И вот, по окончанию отчёта, функционер, подумавший, что камера уже выключена, вытер пот со лба и произнёс – «Ну, слава Богу!». Каково же было его удивление, когда режиссёр программы сообщил, что камера ещё работала и данная фраза пошла в эфир! Разумеется, функционер перепугался не на шутку: во-первых, повёл себя в эфире не по протоколу, а по-человечески. То есть показал свою взволнованность, что партийным «богам» было непозволительно. Во-вторых, упоминание «небесного» Бога было чревато само по себе для политической карьеры «истинного коммуниста». Естественно, он ожидал получить, по меньшей мере, строгий выговор от вышестоящего начальства. Однако прошёл день, второй, третий, неделя – никто и слова не сказал проштрафившемуся партийцу. Похоже, что данную программу кроме режиссёра просто не смотрел никто. Правда это или вымысел – неизвестно, но данная история, как ничто другое, показывает «рейтинг» четвёртой программы в те времена.

Кроме того, проникновению в квартиры киевских телезрителей «Четвёртой программы» мешала ещё одна причина, которая, впрочем, вскоре помогла её туда завести. Этой причиной были так называемые коллективные домовые антенны. Эти самые антенны появились на крышах городов Советского Союза ещё в 60-70 годы и должны были решить сразу несколько задач. Во-первых, обеспечить телезрителям уверенный и стабильный приём телепрограмм, который мог быть затруднён в условиях многоэтажной застройки. Во-вторых, убрать с крыш и балконов «лес» индивидуальных антенн, которые своим видом «портили архитектурный образ города». И, наконец, обязательное наличие в таких устройствах коллективного приёма фильтров должно было дать власть имущим дополнительную гарантию того, что советский телезритель случайно не увидит на своём экране что-то нежелательное – будь-то программы пиратского передатчика или случайно залетевший в наши широты в силу особенностей солнечной активности фрагмент передачи «буржуйского телецентра». Каждая антенна коллективного приёма обслуживала один или несколько подъездов и состояла из собственно антенной части и коаксиального кабеля, разведённого по квартирам. А этот самый коаксиальный кабель был рассчитан на проведение каналов метрового спектра частот. Кроме того, все модели советских телевизоров предусматривали наличие отдельного антенного гнезда для приёма дециметровых каналов. Таким образом, киевский телезритель вне зависимости от наличия или отсутствия в его телевизоре модуля приёма дециметровых каналов для просмотра четвёртой программы нуждался ещё и в отдельной антенне.

«Если гора не идёт к Магомету, значит, Магомет идёт к горе» – подумали радиотехники и решили данную проблему с помощью (как уже было отмечено выше) всё тех же коллективных антенн. На антенных стойках, расположенных на киевских крышах, где прежде красовались две антенные решётки типа «волновой канал» (одна – для приёма каналов I-II диапазона, вторая – для приёма каналов III диапазона), постепенно стали появляться еще и антенны для приёма дециметровых волн. А на чердаках под ними – коллективные преобразователи-конвертеры (чехословацкого производства), которые превращали сигнал 30-го дециметрового канала в 12-ый метровый и уже в таком виде отправляли по кабелю в квартиры киевлян. Которые, в свою очередь, теперь могли наблюдать на экранах своих телевизоров картинку четвёртой программы независимо от того, оборудован их телевизор дециметровым блоком или нет. Для жителей города такая модернизация вылилась в увеличение абонентской платы за пользование коллективной антенной (в те времена данная плата рассчитывалась из некой суммы, умноженной на количество каналов), однако данное повышение было практически не замечено, поскольку плата выросла на несколько десятков копеек. В конце 80-х согласно решению тогда ещё всесильного государственного аппарата антенное хозяйство города Киева должно было быть модернизировано в очередной раз: помимо уже существующих четырех каналов (2-ой, 4-ый, 9-ый и 30-ый), антенны должны были «уметь ловить» ещё два – 7-ой и 32-ой. Абонентская плата за пользование антенной в городе возросла ещё на пару десятков копеек, однако сама модернизация произведена практически не была.

К слову, об оплате. Изначально телевидение в СССР было платным – как это не странно звучало для страны с бесплатным образованием и здравоохранением. Сейчас-то мы, конечно, прекрасно понимаем, что и эти сферы не могли быть бесплатными и, по сути, финансировались за счёт тех же советских граждан путём взимания дополнительных налогов. Однако, если то, каким образом и сколько денег снимается из зарплаты конкретного гражданина на эти сферы, не знал никто, кроме экономистов, то с телевидением было всё чётко и ясно. Налог на телевидение взимался лишь с тех, у кого дома стоял телевизор. Правда, назывался этот налог «абонентской платой», но суть от этого не менялась. Есть дома телевизор – регистрируй его и плати каждый месяц определённую сумму, есть два телевизора – плати больше. В принципе, такая практика действовала во многих странах – в той же Великобритании, например. Однако спустя какое-то время данный налог был упразднён. Случилось это после поездки тогдашнего советского лидера Никиты Хрущёва в Соединённые Штаты, где данная плата с владельцев телевизоров не взималась. А поскольку главным советским лозунгом времён Хрущёва был призыв «догнать и перегнать», партия приняла решение: абонплату за телевизоры упразднить, а финансовые потери, возникшие в связи с этим шагом, перекрыть путём повышения цен на телевизоры. Экономика в те времена была регулированной и всецело контролировалось государством, которое и определяло цены на те или иные товары. И соответственно с той поры в цену каждого продаваемого в СССР телевизора закладывалась определённая сумма, которая должна была идти на финансирование советского телевидения.

Телевизоры, стоявшие в те далёкие годы в домах у жителей Украины, да и всего бывшего СССР, также сильно отличались от тех, которые мы имеем сегодня. Причём некоторые факты из далёкого прошлого могут удивить современного телезрителя, показавшись ему совсем уж невероятными. Кто сегодня может себе представить, что просмотр телепрограмм по телевизору в 50-е годы был невозможен без… воды? Да, да, мы не оговорились. Диагональ кинескопа в телевизоре типа «КВН», который и стоял в домах советских граждан в те годы, была настолько мала (размер изображения на экране кинескопа составлял 140?105 мм, формат кадра 4:3), что перед кинескопом требовалось ставить линзу, которая и заполнялась дистиллированной водой (либо глицерином). И эту воду периодически надо было менять (как в аквариуме) – чем и занимались тогдашние «сервисные центры».
Изображение
Происхождение названия телевизора «КВН-49» связано с фамилиями его разработчиков — В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского, которые и создали аппарат для приёма программ по стандарту разложения изображения на 625 строк. Его массовое производство началось в 1949 году (от этого и модель – 49). Однако острословы придумали свою версию расшифровки букв КВН – «купил, включил, не работает».

К слову, происхождение названия одноимённой телевизионной игры (а позже – и целого движения) непосредственно связано с названием первого советского телевизора. Существует легенда, согласно которой название телепередаче дал Владимир Семёнович Высоцкий. На одной из вечеринок творческой интеллигенции известному барду кто-то из друзей рассказал о том, что на телевидении должна появиться новая программа, концепция её готова, осталось только придумать название. Высоцкий подумал и показал на стоящий в углу квартиры телевизор «КВН». Дескать, вот так и назовите – КВН, а потом добавил – «Клуб весёлых и находчивых».

Но вернёмся от передачи «КВН» к телевизору «КВН-49». Данный аппарат был рассчитан на приём всего трёх частотных телеканалов – 1, 2, 3 и выпускался в СССР в различных модификациях вплоть до 1962 года. Позже диагонали кинескопов выросли, линзы с водой исчезли, зато появились толстые стёкла – на случай, если кинескоп вдруг взорвётся. Это потом уже переднюю стенку кинескопа стали делать более толстой.

Пульт дистанционного управления… Это сегодня его можно носить по всей квартире, прятать в штаны или случайно уронить с балкона. Раньше же «дистанционки» были совсем другими, они подключались к телевизору с помощью толстого многожильного кабеля и имели всего несколько – даже не кнопок, а рычажков, колёсиков, ручечек, то есть – резисторов для того, чтобы регулировать громкость, яркость и контраст. И всё. Ну, ещё в них были гнёзда для подключения наушников. А для того, чтоб переключить канал, надо было встать и подойти к телевизору.

Помимо гнезда для подключения кабеля дистанционного управления многие модели телевизоров имели ещё одно гнездо, помеченное буковками «ПДС», означавшими «Приставка двухречевого сопровождения». Предполагалось, что с помощью этих приставок в союзных и автономных республиках зрители получат возможность выбирать одну из двух звуковых дорожек: на русском или национальном языке. То есть, согласно планам, к примеру, на территории УССР местные телецентры должны были организовывать синхронный дубляж программ ЦТ на украинский язык, а программ УТ – на русский и транслировать эти дополнительные звуковые дорожки на отдельных частотах, которые и должна была принимать приставка «ПДС». Однако в Украине двухречевое вещание так и не было начато, да и приставок в широкой продаже не было. Говорят, что опытные двухречевые трансляции телепрограмм велись в СССР где-то в Средней Азии, да и то – непродолжительное время. И вскоре, к концу 70-х, даже разъём соответствующий из телевизоров исчез.

Пару слов стоит сказать и о появлении цвета на советском телевидении. Возможно, не все знают, что первые опыты с внедрением цветного телевидения в СССР начались ещё в 1953 году – то есть практически одновременно с США, где тогда был разработан стандарт NTSC. Правда, СССР пошёл своим путём – здесь велись опытные трансляции цветных передач, где цвет на экране должен был появляться с помощью оптико-механической развёртки луча. В передающей камере и телевизоре синхронно вращались диски с цветными светофильтрами. Промышленность СССР даже наладила выпуск первых цветных телевизоров – «Радуга». Данный стандарт не был чисто советским изобретением – прежде он был уже забракован в США, да и в СССР не прижился – тестовые трансляции велись лишь в Москве, с 5 ноября 1953 по 5 декабря 1955 года.
Изображение
К концу 50-х годов в СССР был разработан свой стандарт цветного электронного вещания – ОСКМ (одновременная система с квадратурной модуляцией), который был, по сути, советской модификацией американского NTSC. По стандарту ОСКМ цветное вещание началось в январе 1960 года, опять-таки – в Москве. В стране была выпущена опытная партия цветных телевизоров – «Темп-22» и новая «Радуга», однако в широкую продажу они так и не поступили и массовыми не стали. Да и система оказалась неудачной, не совсем пригодной для советских реалий.

К слову, как известно, голь на выдумки хитра. И в отсутствие реального цветного телевещания советский телезритель проявлял чудеса изобретательности. В частности, кое-кто заклеивал верхнюю часть экранов своих телевизоров прозрачной плёнкой с голубоватым оттенком, а нижнюю – такой же плёнкой, но с зелёным оттенком (как бы цвет неба и как бы цвет травы).

Тем временем, в середине 60-х, в мире появились две новые телесистемы цветного вещания – немецкий PAL и французский SECAM. Советский Союз, в силу тесных отношений с Францией, принял решение внедрить именно французскую систему (первое время даже французские телевизоры закупались для продажи в СССР), не потому, что она была хорошей, а потому, что NTSC продвигали американцы, а более совершенный PAL – ФРГ и европейские страны блока NATO. Вещание в цвете по системе SECAM началось в Москве в октябре 1967-го года, а уже в 1968 году цвет появился и в Киеве.

Переключение каналов в первых советских телевизорах изначально осуществлялось колёсиком – таким, которым «ловят» волны на обычном аналоговом радиоприёмнике. Причём первые модели телевизоров были рассчитаны на приём всего пяти частотных телеканалов. Потом появились модели, рассчитанные на приём уже двенадцати каналов, а также – ручки-переключатели, «щёлкающие» и «клацающие». Затем появились телевизоры с возможностью приёма дециметровых волн, а также – первые модели с возможностью делать «предварительную настройку» телепрограмм – их тогда было принято называть «сенсорными».

Антенных гнёзд в советских телевизорах эпохи «развитого социализма» было несколько. Минимум – два. Одно гнездо — для антенны метровых волн, другое – для антенны дециметровых волн. Иногда «метровых» гнезда было два: одно – обычное, второе – с ослаблением сигнала, на случай если телезритель жил очень близко от телецентра и слишком сильный сигнал заставлял его телевизор «гудеть». Если же второго гнезда не было, а указанная выше проблема существовала, можно было купить в магазине небольшую приставочку, помещавшуюся на ладони. Приставочка вставлялась в антенное гнездо, а уже в неё вставлялся кабель. На приставочке имелась ручка, регулировавшая степень ослабления сигнала.

А вот кнопочек для предварительной настройки телепрограмм в советских телевизорах было мало – всего шесть-восемь (в зависимости от модели). Впрочем, советскому телезрителю больше и не нужно: в Киеве в 80-е годы работало четыре телеканала, а в Москве – аж целых пять (ЦТ-1, ЦТ-2, Образовательная, Московская и Ленинградская), к которым во время Олимпиады-80 добавляли временную «Шестую». Более мелкие населённые пункты довольствовались двумя, а то и одной телепрограммой. И уж совсем фантастической и сказочной казалась советскому телезрителю 80-х годов информация о том, что в Америке можно смотреть «аж 60 программ».

К слову, представление об американском (да и вообще – зарубежном) телевидении у простых советских невыездных граждан было весьма туманным и базировалось на слухах, домыслах и отрывках из советской пропаганды. К примеру, очень многие были уверены, что по всем американским телеканалам показывают обнажённых женщин (которые там ведут передачи), а также фильмы «про Рембо». О том, что такое телереклама, большинство населения даже и не подозревало. Нет, на советских телеканалах реклама иногда бывала, по крайней мере, в 80-е годы. Но она всегда так и обозначалась в программах телепередач – «реклама». То есть выходили 10-15-минутные блоки с информацией о новинках какой-нибудь швейной фабрики «Заря» или фарфорового завода. О том же, что на Западе реклама прерывает телепрограммы на самом интересном месте, а также о том, что она там всегда яркая, провокационная и зазывающая, большинство советских граждан и не знало. Впрочем, иногда образцы рекламных роликов «оттуда» проскакивали и на советских экранах – в рубриках «их нравы», дабы проиллюстрировать «оскал звериного лица капитализма», показав, к примеру, отрывок из какого-нибудь рекламного ролика, в котором сыпался «с неба» поток долларов. Сегодня мы к таким приёмам привыкли настолько, что они нас уже нисколько не впечатляют. А тогда же, видя «долларовый дождь», советский обыватель вспоминал рассказы о том, что «в загнивающей Америке» президентом становится не тот, кто «думает о благе трудящихся», а тот, у кого «денег больше», и делал для себя выводы: вот так, с помощью «долларового дождя» на экране, мистер Рональд Рейган и показывает американцам, сколько у него денег.

Советского телезрителя старались отгородить не только от далёкого американского телевидения, но и от телевидения ближайших соседей – «братских стран народной демократии» — Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии. К примеру, в силу того, что в те времена разница поясного времени между УССР и Польшей составляла не один, а целых два часа, и в то время, когда Киев и Москва уже ложились спать, а стало быть и УТ, и ЦТ прекращали свою работу, то Варшава ещё бодрствовала, и развлекала поляков телепрограммами, которые можно было принимать в Львовской области и на Волыни. И чтобы оградить советского телезрителя от этих программ, львовский телецентр транслировал специальную программу для полуночников, которая часто состояла из вполне пристойных фильмов, концертов и передач, в надежде на то, что жители Львовской области будут смотреть всё-таки своё, а не польское телевидение.

Впрочем, как известно, запретный плод всегда сладок, и имея возможность смотреть «за бугорное ТВ», мало кто от этой возможности отказывался. Более того, в западных областях Украины, а также в Крыму многие устанавливали специальные усилители, а также «хитрые антенны» с моторчиками для поворота, чтобы иметь возможность смотреть всё, что только можно. И неважно – пускай это будет трансляция представления из стамбульского цирка или матч заштатных турецких команд – зато ты увидел заграничное телевидение!

К слову, в 60-е, 70-е, да и в 80-е годы это было делать проще, чем сегодня. В те годы спутниковое телевидение ещё не было развито, поэтому телецентры вещали с большей, чем сегодня, мощностью, передающие антенны размещались на более высоких мачтах – с целью покрыть как можно большую территорию, да и телевизионные диапазоны были чище.

Ну а в конце 80-х в стране стали появляться первые спутниковые антенны – вначале громоздкие и полулегально ввезённые из-за рубежа. Впрочем, в те годы заграничные спутники не вели трансляций для бывшего СССР, поэтому приём программ (тогда ещё — аналоговых) со спутника был затруднён. Тарелки требовались габаритные – даже в приграничных регионах Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики необходимо было устанавливать антенны диаметром 1.5-2.5 метров, а чем дальше на восток, тем еще больше.

Кое-кто пытался соорудить спутниковый комплект собственными руками из списанных антенн от радиолокаторов, релейных линий, военных радиостанций. Некоторые мастерили тарелки из гипса и других подходящих материалов – правда, данная работа была весьма тонкой и тяжёлой, ибо важно было сохранить все пропорции, и одна малейшая ошибка превращала плод ваших трудов в обычный тазик. Говорят, были «Кулибины», которые что-то мастерили из банальных санок, а всё из-за того, что данные санки по конверсии выпускал некий завод, производивший в качестве основных заказов тарелки для военных. Ресиверы и конверторы можно было купить из-под полы – чаще всего самодельные, и стоили они тогда больших денег. В «самиздате» ходили рекомендации и схемы конструкции спутникового комплекта, разработанного в Прибалтике. К слову, говорят, что 90% этих схем не работали, так как содержали сознательно внесённую в них неточность. Дескать, так автор конструкции боролся с пиратским распространением его изобретения и зарабатывал на каждом успешно запущенном комплекте. Люди приобретали схемку на блошином рынке, собирали аппарат, включали и видели, что он не работает. И задумывались – как это так? Ведь от знакомых радиолюбителей они слышали, что у изобретателя «всё работает». Дескать, видели своими глазами. Значит в схеме была какая-то неточность! Самые настойчивые ехали в Прибалтику к автору конструкции, и он за определённое вознаграждение корректировал схемку, обвиняя «безграмотных и невнимательных копировальщиков». Хотя на самом деле, как говорят, эти неточные схемы запускал в массы он сам в рекламных целях и для привлечения клиентов.

В целом, многое тогда делалось методом проб и ошибок и с помощью подручных средств в силу отсутствия необходимых материалов и устройств. К примеру, сейчас установщик спутникового комплекта для наладки тарелки и направления её на спутник пользуется специальным электронно-измерительным прибором, а тогда, на рубеже 80-х и 90-х годов, первопроходцы спутникового приёма на территории СССР настраивали свои тарелки с помощью компаса и транспортира с отвесом. Но даже если вы купили (собрали) и настроили антенну, то ваша радость могла быть недолгой, поскольку через месяц, включив телевизор и спутниковый комплект, вы могли с удивлением обнаружить полное отсутствие чего-либо в «космическом эфире». Оно и не удивительно – западные спутниковые компании на территорию бывшего СССР официально вещания не вели и поэтому о смене технических параметров вещания и переходе на другие спутники советских граждан не информировали. К тому же, ваш любимый канал мог уйти на такой спутник, который вы на территории СССР с помощью бытовой антенны уже поймать не могли в виду диаграммы направленности его передающих антенн.
Изображение
Тем временем, в 89-90 годах в Киеве начала рушиться монополия Гостелерадио. Вначале в городе появилось кабельное телевидение. Первые попытки были более чем скромными – первые такие «телекомпании» часто создавали сами предприимчивые жильцы, которые с помощью одного бытового видеомагнитофона, умелых рук и гордого имени «кооператор» подключались к кабелю коллективной антенны и обеспечивали жильцов подъезда дополнительной телепрограммой, разумеется, за дополнительную плату. Правда, не обходилось без казусов: ввиду того, что сигнал с видеомагнитофона модулировался прямо в общий антенный кабель, то попадал он не только на экраны телезрителей, но и на стоящую на крыше коллективную антенну, которая, в свою очередь, излучала его «в воздух». Появившиеся тогда устройства кодирования-декодирования сигнала работали плохо, к тому же их себестоимость делала затею малорентабельной, а поэтому жильцы близлежащих домов, догадавшиеся направить свои индивидуальные антенны на «коллективку» соседнего дома, с удивлением обнаруживали для себя приятную новость: то, что жильцы соседнего дома смотрели за деньги, они могли видеть совершенно бесплатно, пусть в чуть худшем качестве. Впрочем, смотреть там было особо нечего – программы таких «одноподъездных» телекомпаний состояли, как правило, из трансляции одного-двух взятых в ближайшем видеопрокате фильмов. Однако уже тогда в Киеве стали зарождаться кабельные компании с претензией на глобальность – в частности, именно в 1989 году родилась телекомпания «ЮТаР», которая в начале 90-х первой попыталась примерить на себя лавры киевского кабельного «монополиста».

Наконец весной 1990 года Верховный Совет тогда ещё СССР официально разрешил создание на территории одной шестой части земной суши негосударственных электронных СМИ. Однако первые частные телекомпании в Украине начали появляться лишь спустя несколько месяцев после принятия данного закона.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 2

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:07

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 2[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.

Итак, первенцем в плане «реформирования телеэфира» на территории СССР стала Прибалтика. Как известно, в странах Балтии в советские времена даже значительная часть местной «компартийной элиты» воспринимала существующее положение вещей как временную оккупацию. Поэтому, как только в СССР началась заметная либерализация общественного строя, прибалты начали отгораживаться от Союза во всех сферах, в том числе и в телевизионной. И где-то в 89 году – неслыханная дерзость – отключили в своих странах (тогда ещё официально союзных республиках) трансляцию «Ленинградской программы», заменив её Польской программой.
Изображение
Весной 1990 года Литва, Латвия и Эстония провозгласили независимость, и уже к лету в эфире этих стран появились ретрансляции программ ведущих спутниковых телекомпаний Европы – Eurosport, MTV Europe, PRO-7. К слову, MTV Europe сама оборудовала необходимую аппаратную в Вильнюсе на телецентре для обеспечения трансляции телеканала в Литве. Позже, в 1991 году, после захвата и последующего полугодичного удержания вильнюсского телецентра советскими войсками, данная аппаратура была разграблена. Когда же после провала августовского путча Москва, наконец, признала независимость стран Балтии и отдала приказ войскам оставить захваченный телецентр, вернувшиеся туда литовские радиоинженеры обнаружили, что оставшееся оборудование оказалось залито кислотой.
cnni_ident_stripes92a

Следом за Прибалтикой «переформатировать» свой телеэфир начала и Москва. Осенью 1990 года в Москве в дециметровом диапазоне начались трансляции программ телеканала CNN International. Впрочем, зрителей предупредили, что CNN International в Москве транслируется пока в тестовом режиме, но вскоре сигнал закодируют и его можно будет принимать лишь при наличии предоплаченной подписки.

С сентября 1990 года изменения коснулись и ЦТ СССР. В рамках его программной сетки стали выходить передачи, подготовленные независимыми телекомпаниями. Первенцем стала телекомпания «ВиД», созданная коллективом журналистов, которые уже несколько лет готовили на ЦТ острую общественно-политическую программу «Взгляд». Собственно, аббревиатура «ВиД» так и расшифровывалась «Взгляд и другие». «Другие» — в первую очередь, развлекательные программы: телешоу «Поле чудес», клипы из лучшей двадцатки MTV с комментариями на русском языке и ряд других проектов. К слову, в те времена данный поворот поняли не все – некоторые журналисты восприняли в штыки ту «коммерческую развлекаловку», до которой «скатились» их коллеги, прежде готовившие острые политические проекты. Однако другие наоборот радовались появлению на экране ЦТ «хлеба и зрелищ».

Справедливости ради следует отметить, что в Москве ещё со 2 ноября 1989 года в рамках государственной «Московской программы» начали выходить передачи студии «2х2», которая со временем переросла в самостоятельную коммерческую телекомпанию с большим количеством видеомузыки и развлекательных программ.
2х2Собственно, в конце 1989 – в начале 1990 канал «2х2» был, пожалуй, единственным в СССР эфирным телеканалом, на котором в большом количестве присутствовали видеоклипы, разумеется, западные (советских тогда ещё не снимали), а также мультфильмы. А благодаря продемонстрированному тогда на канале «2х2» фантастическому сериалу «Капитан Пауэр и солдаты будущего» он стал культовым среди московских школьников, которые были согласны вытерпеть даже многоминутные рекламные блоки (также новинка для тогдашнего телевидения!), лишь бы посмотреть очередную серию любимого фильма.

Поскольку кассеты с записями программ, выходивших на «2х2», доходили и до Украины, а программа телепередач Московского канала печаталась во всех центральных газетах (которые тогда печатались и в Украине), многие киевские подростки с завистью смотрели на события, происходившие в московском эфире, и мечтательно говорили: «Вот бы сделать такую антенну, чтобы принимать этот 2х2 у нас!».

Однако вскоре пришёл праздник и на улицу киевлян. Осенью 1990 года по Киеву поползли слухи о появлении в эфире города «5-ой телепрограммы». Причём согласно информации, передаваемой из уст в уста, программа эта сильно отличалась от того, что можно было видеть в эфире до сих пор, а именно, на новом телеканале транслировались самые свежие видеоклипы модных групп. Слухи, которые поначалу казались невероятными (ведь киевляне просто не привыкли к такому «чуду»), постепенно начали будоражить умы всех от мала до велика – о новой телепрограмме говорили в рабочих коллективах, в очередях, в школах. Впрочем, несмотря на всё это, счастливчиков, реально принимающих (особенно в приемлемом качестве) новую телепрограмму, которая транслировалась по 7-ому частотному каналу, в Киеве было немного. Всё в очередной раз «упёрлось» в проблему коллективных антенн – как мы уже упоминали выше, большая часть этих устройств была рассчитана на приём четырех телепрограмм (а некоторые всего лишь трех!). Поэтому телезрители, подключённые к домовым антеннам, видели на своих экранах вместо программ 7-го канала либо ничего, либо разноцветные полосы и рябь, возникшие от наложения сигналов 9-го канала (тогда – 2-ая программа ЦТ) и 7-го канала. Телезрители, имевшие индивидуальные комнатные и наружные антенны, оказались в более выигрышной ситуации. Однако в силу того, что мощность передатчика 7-го канала была ничтожно мала (всего 100 Вт), они не имели возможности принимать новую телепрограмму в приемлемом качестве. Поэтому многие из «распространителей слухов» сами толком не могли объяснить, что за канал они рекламируют, а также кто этот канал производит. Присутствовавший в правом верхнем углу экрана логотип в виде жёлто-фиолетового сатурна с латинской буквой «S» многие принимали за цифру «5» (программа ведь была по счёту пятой), а непривычные для советского телезрителя рекламные ролики, которые в большинстве своём завершались огромным, украшенным разноцветными флажками списком телефонов, национальных валют и прочих данных, необходимых для желающих купить рекламируемый товар, напрочь сбивал с толка желающих определить «национальность» нового телеканала. Великобритания? Ирландия? Германия? Франция? Швеция?

Интрига продолжалась несколько недель, в течение которых киевляне потихоньку овладевали навыками приёма нового телеканала. Кто-то покупал комнатные антенны, кто-то просто использовал кусок провода, при этом никто толком не мог сказать, надолго ли поселился в киевском эфире новый телеканал. В отличие от 1981 года, когда перед запуском в Киеве четвертой телепрограммы все прочие киевские СМИ провели массированную «артподготовку» её потенциальных зрителей, осенью 1990 года киевлян никто ни о чём не информировал. Сейчас в это уже сложно поверить, но в те времена подавляющее большинство населения привыкло к тому, что государство обязано их всегда и обо всём информировать. А тут вдруг новая телепрограмма появилась как бы из ниоткуда, неизвестно как и неизвестно для кого, в газетах об этом ни слова, и главное, расписание программ не печатают. Многие даже шутили, что над Киевом зависло НЛО, которое и транслирует видеоклипы и мультики ежедневно по вечерам (7-ой канал начинал работу после шести часов вечера и прекращал около 23:00).

Ореол таинственности, в конце концов, сняла газета «Вечерний Киев», которую на то время подписывало или покупало большинство горожан. Издание сообщило киевлянам о том, что в городе действительно задействован новый передатчик, работающий на 7-ом телеканале, и опубликовало небольшое интервью с представителем организации, обеспечивающей вещание нового телеканала, который, в свою очередь, раскрыл «тайну» относительно того, что именно смотрят киевляне. Оказалось, что транслируемая по 7-ому частотному каналу телепрограмма носит название «Super Channel», производится в Великобритании при содействии других стран и, согласно заключённому договору, ретранслируется в Киеве (примерно тогда же, осенью 1990-го года «Super Channel» появился и в Москве в эфире упомянутого канала «2х2»). Но вещание программ «Super Channel» на 7-ом киевском канале было экспериментальным, техническим. Сигнал «Супер Канала», по информации, озвученной в газете, фактически использовался для отладки передатчика и приёмной сети, после успешного завершения которой можно было бы уже говорить конкретно о том, в каком виде канал будет существовать дальше, и что на нём можно будет увидеть. Представитель компании также сообщил киевлянам о том, что вещание должно было начаться несколькими месяцами раньше, однако из-за некоторых проблем ещё не были получены все разрешительные документы. Правда, это киевлян обнадёжило, теперь уже можно обращаться в ЖЭКи с просьбой о наладке коллективных антенн или проведения их модернизации для приёма программ 7-го канала.

Впрочем, подобные призывы продолжали звучать ещё в течение нескольких лет от представителей компаний, вещавших впоследствии на 7-ом телеканале. Однако общение киевлян с руководством ЖЭКов по поводу наладки коллективной антенны в большинстве случаев результатов не приносило. Фактически проблемы с приёмом программ 7-го канала были решены в Киеве лишь к концу 90-х годов, когда большую часть города охватили сети кабельного телевидения.
mtveurope_publicity_coverНо вернёмся в 1990 год. Как мы уже упоминали выше, вещание на 7-ом телеканале в тот период было экспериментальным со всеми вытекающими последствиями. Канал мог пропасть из эфира на несколько дней, затем появлялся вновь. Менялась и картинка – кроме передач «Super Channel», здесь стали появляться программы других зарубежных спутниковых телеканалов. Программы новых телекомпаний на экранах телевизоров, настроенных на 7-ой канал, могли появляться на час, на два, а иногда и на несколько минут, чтобы затем смениться вновь. В 1990-91 годах киевляне могли наблюдать на 7-ом канале передачи CNN, MTV Europe, Eurosport (всегда с немецким звуковым сопровождением), Galovision, C-Span, итальянского Rai Uno, французского TV5 Europe, немецкого телеканала Star-1 и других. В 1991 году также возросли объёмы вещания 7-го канала – отныне он пребывал в эфире по будням с 14.00 до 23.00 и по выходным с утра до вечера. Вскоре, помимо ретрансляций программ из-за рубежа, здесь стали появляться также первые ласточки киевского эфира – еженедельные религиозные программки, выходившие в утреннем эфире по воскресеньям на английском языке с украинскими субтитрами.

Но все же на седьмом канале превалировали программы «Super Channel». С осени 1990 года данный канал претерпел некоторые изменения: к весне 1991 года исчезли ежечасные выпуски заголовков новостей – «Headline News», в эфире стало больше музыки, изменился и логотип. Вместо изображения Сатурна с латинской буквой «S» после непродолжительного периода присутствия в правом верхнем уголке экрана одного лишь слова «Super» появилось полное наименование канала – «Super Channel», в котором два слова были разделены горизонтальной чертой. Поэтому за седьмым каналом «в народе» надолго закрепилось название «Суперканал» (или же просто «Супер») – причём этим именем обыватель очень долго называл всё то, что выходило впоследствии на канале, не обращая внимания на логотипы и имена телекомпаний.

К началу 1991 года в Украине, согласно сообщениям киевской прессы, была официально зарегистрирована первая независимая телекомпания. Она так и называлась – «Независимое Телевидение Украины», а свидетельство о регистрации было выдано Гостелерадио Украины – тогда это делалось именно так. К тому же сам процесс регистрации занял достаточно долгое время – три с половиной месяца. Учредителем «Независимого Телевидения Украины» стала акционерная фирма «ТВ-СТАРТ». Её президент Юрий Каплин обещал, что «Независимое Телевидение Украины» будет выходить в эфир шесть раз в неделю по 12 часов, а в его эфире (в отличие от уже существующих кабельных студий) будет не только зарубежная кино-видеопродукция, но и программы собственного производства – информационные и развлекательные. В общем-то, предполагалось, что именно эти программы и будут занимать львиную долю эфира студии. О том, на каком именно телеканале планировался выход «Независимого Телевидения Украины», не сообщалось. Впрочем, это теперь и не важно: данная телестудия так и не начала эфирного вещания.

Примерно в 1990-1991 годах своё телевидение появилось в небольшом населённом пункте Буча, находящемся недалеко от Киева. Здесь начала вещание телекомпания «Сатурн» — ещё один телеканал-первенец негосударственного телевидения Украины. На первом этапе она также занималась ретрансляцией программ спутникового телевидения. Причём в первый период существования телекомпании для приёма этих самых программ со спутника использовалась, по свидетельству очевидцев, военная аппаратура, доставшаяся телекомпании по конверсии. В частности, спутниковый комплект с ручным управлением: в случае, если антенну надо было срочно подстроить, сотрудник компании должен был в любую погоду лезть на крышу и крутить ручку.
«Сатурн» несколько раз менял эфирную частоту, используемую для трансляции своих программ, пока, наконец, не «осел» на 27 телеканале. А после небольшого усиления мощности передатчика программы «Сатурна» стали доступны не только жителям Бучи и прилегающих сёл, но и некоторым жителям западных окраин Киева.
RTRТем временем изменения коснулись и «старых» украинских телеканалов. Дело в том, что весной 1991 года правительство РСФСР добилось права создания своего собственного, «Российского телевидения» (позже получившего название «РТР»), которое должно было выходить в определённые временные отрезки на канале второй программы ЦТ. Старт в России был намечен на 13 мая. Но параллельно со стартом программ «Российского телевидения» в Украине состоялся старт второй программы Украинского телевидения – УТ-2, которая «поселилась» на всё том же втором канале ЦТ и в те же самые временные отрезки, в которых работало «Российское Телевидение». Таким образом, на канале, который на территории РСФСР транслировал программы ЦТ-2 и РТР, украинский зритель смотрел программы ЦТ-2 и УТ-2. Параллельно с этим с киевского тридцатого дециметрового телеканала исчезли передачи «Киевской программы» – отныне здесь транслировалась в полном объёме «Образовательная программа ЦТ» из Москвы. Этот факт, а также в целом низкий уровень программ, транслировавшихся в рамках канала УТ-2, стал причиной того, что появление второго канала Украинского Телевидения многие восприняли лишь как «новоселье» бывшей «Киевской программы» (к слову, некоторые прежде выходившие на ней передачи действительно объявились в эфире УТ-2).

А тем временем в Киеве на седьмом канале появилась первая собственная полноценная (по тогдашним меркам) эфирная телекомпания. Называлась она «Независимое Телевидение Мегапол» или же «ТВМ». Вещание началось в субботу 1 июня 1991 года, ровно в 19:00. Вначале телекомпания выходила в эфир дважды в неделю – по средам (в 18:00) и субботам (в 17:00), на несколько часов вытесняя оттуда ретрансляции зарубежных спутниковых телекомпаний. А полноценной данная телекомпания была потому, что кроме всего прочего, изготавливала передачи собственного производства – короткие новости, музыкальные, развлекательные, спортивные и детские программы, документальные фильмы. Разумеется, были в эфире «ТВМ» и художественные фильмы – поначалу, главным образом, взятые из тех же пунктов видеопроката, в которых «затоваривались» кинопродуктом тогдашние кабельщики.

Фирма «Мегапол» – владелец телекомпании – была основана в Киеве 22 февраля 1989 года. Тогда она носила название «Продюсер-Центр». В 1990 году организация сменила название на «Мегаполис», взяв курс на деятельность в сфере масс-медиа (телевидение, радио, пресса) и сфере услуг. Однако через какое-то время было решено сократить поле предполагаемой деятельности до сферы масс-медиа. Сократилось и название фирмы – из «Мегаполиса» она превратилась в «Мегапол», а весной 1991 года началось активное финансирование телевизионного проекта. В его развитие вложили средства несколько киевских банков – «Укринбанк» и «Градобанк», страховая компания «АСКО-Прометей», а также фирма «Довира». Главой совета учредителей фирмы был Виктор Устинович Жердинский, глава правления «Градобанка», а директором фирмы «Мегапол» стал Александр Мочалов. И уже летом на телеэкранах Киева появилась заставка в виде стилизованной жёлтой буквы «М» на синем фоне. Вскоре этот же логотип можно было наблюдать на вагонах трамваев, троллейбусов, метро, на столбах театральных афиш. Старт телевизионного проекта «Мегапол» был отмечен мощной рекламной кампанией. Однако, несмотря на отсутствие конкурентов и наличие у киевлян желания смотреть «другое», непривычное телевидение, аудитория телекомпании была ограниченной. «Алло! Я вас не вижу!» – под такими заголовками в киевской прессе выходили статьи, в которых технический отдел телекомпании «Мегапол» разъяснял читателям (с необходимыми чертежами), как в домашних условиях изготовить антенну для приёма седьмого телеканала, не дожидаясь милости от ЖЭКовских наладчиков коллективной антенны. Более того, «Мегапол» даже предлагал городским властям Киева передать компании в аренду всё «антенное хозяйство» города, мотивируя это тем, что фирма в состоянии довести его до «ума» и даже разработала проект создания специального отдела – «Мегапол-сервис», который должен был провести все необходимые технические работы. Однако руководство Киева данное предложение не приняло.
Изображение
Техническая база «ТВМ» поначалу была более чем скромной – программы телекомпании создавались и монтировались с помощью бытовой видеоаппаратуры в студии, размещённой в районе Парка имени Пушкина, после чего на видеокассетах доставлялись на Сырец, на территорию КРТПЦ, откуда и выпускались в эфир. Таким образом, даже новости, выходившие в рамках передач «ТВМ» под маркой «ТОН» («Телевизионное Обозрение Новостей»), шли в режиме лишь имитации прямого эфира. Впрочем, через пару месяцев после своего рождения телекомпания вообще отказалась от практики трансляции новостей, объявив себя полностью аполитичным, семейным телеканалом. «Мегапол – телевидение вашей семьи» – таким был слоган телеканала.

С самого начала своего существования «Мегапол», помимо трансляции фильмов, взял курс на создание собственных программ. Кроме уже упомянутых новостей «ТОН», в эфире «ТВМ» в 1991 году можно было смотреть программы о спорте, о кино, музыкальные новости, тематические подборки видеоклипов. Выходили циклы передач для женщин («Женский клуб»), исторический цикл «Ярило» и многие другие проекты, которые рождались и исчезали.

Телекомпания заявляла о грандиозных планах: снятие собственных циклов документальных фильмов, организация всеукраинского вещания, подготовка программ на языках национальных меньшинств, проживающих в Украине, в частности, на польском языке и иврите. Однако большая часть этих планов так и не была реализована.

С 28 июля 1991 года «Мегапол» выходил в эфир трижды в неделю – в среду (18.00-21.00), субботу (19.00-22.00) и в воскресенье (13.00-16.00). По воскресеньям «ТВМ» адресовало свои программы маленьким телезрителям – в указанное время транслировались мультфильмы, фильмы для детей и детская передача «Диво».

utar-pervyi-logotip-1991-93В июле-августе 1991 года в рамках программ «ТВМ» также выходили программы, предоставленные телекомпанией «ЮТаР», которая, как мы уже упоминали выше, в те времена занималась кабельным телевидением. На «Мегаполе» «ЮТаР» представлял культурологические программы производства своих немецких партнёров из телерадиокомпании «Deutsche Welle» — «Поворотная сцена Европы» и некоторые другие. При этом сама телекомпания «ЮТаР» любезно соглашалась выполнять по заявкам ЖЭКов работы по созданию и наладке систем коллективного приёма седьмого и других телеканалов.
18 августа 1991 года в рамках трансляции мультсериалов студии Уолта Диснея (которые смотрели в то время не только дети, но и многие взрослые) по каналу ЦТ-1 был показан мультфильм о добром, но слабом короле, которого злые придворные заперли во дворце, объявив народу о его болезни, дабы захватить власть. На следующий день «мультяшная» ситуация стала реальностью…

В понедельник, 19 августа 1991 года жители всего СССР обнаружили на экранах своих телевизоров на всех каналах (кроме образовательного) вместо привычных телепрограмм трансляцию балета «Лебединое озеро». Памятуя «эпоху вечных похорон» из начала 80-х, многие вопрошали себя и окружающих – «Кто на этот раз?». Однако вскоре всё прояснилось. Дикторы новостей сообщили миллионам телезрителей, что президент Горбачёв болен, а власть временно переходит к группе людей, назвавших себя ГКЧП или же – Государственный комитет по чрезвычайному положению. Одним из первых решений этого комитета было указание о прекращении работы «Российского телевидения», а также наложение запрета на вещание всех негосударственных телерадиокомпаний на всей территории СССР.

Разумеется, 19 августа в привычные 14:00 киевляне не увидели программ седьмого канала. Передатчик был выключён. В первой половине дня также не работало УТ-1 – на его канале, а также на канале ЦТ-2 транслировалась единая программа ЦТ-1 из Москвы.
ut_1УТ-1 в тот день вернулось в эфир в 16:00, канал передал выступление тогдашнего председателя Верховной Рады УССР Леонида Кравчука, который заявил телезрителям о том, что на территории Украины чрезвычайное положение не введено и призвал жителей к спокойствию. А вот на канале ЦТ-2 продолжали транслировать дубль канала ЦТ-1, в эфире которого вечером состоялась трансляция пресс-конференции ГКЧП. «От страшного до смешного – одна пресс-конференция» — таким образом остряки характеризовали это действо, запомнившееся всем трясущимися руками Геннадия Янаева, объявившего себя «временным президентом СССР».

На следующий день, 20 августа, передатчик киевского седьмого канала ожил. Правда, вместо программ «Super Channel» здесь транслировался дубль канала УТ-1. 21 августа в Москве восстановило свою работу «Российское телевидение». В тот день его увидели и на территории Украины. Канал вёл прямую трансляцию из сессионного зала российского парламента, передавал обращения Бориса Ельцина и его сторонников. Путч провалился. В тот же день специальным рейсом в Москву из крымского Фороса возвратился Михаил Горбачёв, находившийся три дня, по сути, под домашним арестом, а 24 августа была провозглашена независимость Украины.

Однако на седьмом канале ещё в течение нескольких дней вместо программ спутникового ТВ транслировалась программа УТ-1. Полноценная работа седьмого канала была восстановлена лишь к концу недели. Тем временем, с момента провала путча изменилась сетка вещания на канале ЦТ-2 в Украине – теперь и в нашей стране транслировались программы «Российского телевидения» параллельно с программами ЦТ-2 (которое фактически ликвидировалось) и УТ-2.
Изображение
Осенью 1991 года «ТВМ» начало постепенно увеличивать своё присутствие на седьмом канале. С 6 ноября программы студии выходили в эфир уже четыре раза в неделю – в среду, четверг, субботу и воскресенье. С 18 ноября «Мегапол» вещал уже ежедневно, а 31 декабря в эфир седьмого канала вышла специальная новогодняя программа, стартовавшая в 16:00 и завершившаяся 1 января 1992 года в 06:00.

Столь стремительное развитие студии было вызвано не в последнюю очередь появлением в киевском эфире ещё одного коммерческого 32 канала. Тест передатчика на этом канале начался в сентябре-октябре 1991 года и поначалу здесь дублировались те же программы, что выходили по седьмому каналу. То есть – «Super Channel» и «Мегапол» с единственной разницей: передатчик 7 канала включался по будням в 14:00, а передатчик 32 – в 15:00. По выходным 32 канал начинал работу в 10:00. Прекращалось вещание в будни и по выходным в 23:00. Однако уже во второй половине ноября эфир на 32 канале стал отличаться от того, что транслировалось по 7 каналу. Вместо «Super Channel» здесь появились программы других спутниковых телеканалов – CNN, Star 1, Eurosport, Rai Uno, TV5 Europe, C-Span и других, а вскоре и программы уже упомянутой нами киевской телекомпании «ЮТаР». Изначально они выходили по вторникам в 19:00 и по субботам в 11:00, примерно двух- и трехчасовыми блоками. Позже, к концу декабря, программы телекомпании на 32 канале стали появляться практически ежедневно, а время их выхода в эфир периодически менялось.

Utar_015396Эфир телекомпании «ЮТаР» в 1991 году состоял из художественных и мультипликационных фильмов, передач производства немецкой телерадиокомпании «Deutsche Welle», переведённых на русский язык (голосом либо субтитрами), подборок видеоклипов, а также ряда авторских программ производства самой телекомпании «ЮТаР», в частности, передачи под названием «Программа «О!?…».

Вскоре на вагонах киевских трамваев и троллейбусов наряду с привычной жёлтой стилизованной буквой «М», призывавшей смотреть программы «ТВМ», появились синие стилизованные буквы «Ю», рекламирующие программы канала «ЮТаР». Общее количество букв «Ю» было меньшим, чем количество букв «М», однако любовь киевских телезрителей к телеканалу «ЮТаР» была сильней, чем любовь к «ТВМ». И тому было несколько причин. Во-первых, фильмопоказ на канале «ЮТаР» радовал зрителей большим присутствием свежих «кинохитов», а киноменю «ТВМ» стремилось делать ставку на жанровые показы и больший удельный вес на программы собственного производства. Во-вторых, приём программ 32 канала по городу был более качественным – хотя бы потому, что для этого требовалась антенна с меньшим «размахом рогов». Впрочем, при этом программы 32 телеканала не были доступны владельцам телевизоров, необорудованных блоками приёма дециметровых каналов. Следует отметить, что некоторые коллективные антенны, конвертируя сигнал 30 дециметрового канала в сигнал 12 метрового, попутно «захватывали» и сигнал 32, размещая его пусть и слегка за пределами метрового диапазона, немного выше 12 канала, но всё же делая их доступными для ряда телевизоров, пусть и не в очень хорошем качестве.
С начала 1992 года изменения произошли как на 7, так и на 32 киевских телеканалах. Из их эфира на какое-то время исчезли ретрансляции спутниковых программ – остались лишь передачи студий «ТВМ» (на 7 канале) и «ЮТаР» (на 32 канале). Где-то в середине января 1992 года телекомпания «ЮТаР» покинула 32 канал, успев напоследок кратко проинформировать киевлян о своих грядущих планах начать освоение нового, 37 телеканала. С тех пор в течение двух месяцев 32 канал появлялся в эфире крайне нерегулярно – с тестовыми ретрансляциями программ спутниковых телеканалов.

Тем временем телекомпания «Мегапол», ещё в декабре 1991 года вскользь упомянувшая о том, что в ближайшем будущем канал будет распространяться исключительно «по подписке», в начале января 1992 года официально открыла «подписную кампанию». Зритель, желавший и далее просматривать программы «Мегапола», должен был оплатить залоговую сумму за аренду дешифратора – изначально эта сумма составляла около 200 карбованцев в месяц — и, собственно, подписку на канал по месяцам (ожидалось, что она составит 15-20 карбованцев в месяц). Выдача дешифраторов подписчикам была запланирована на апрель-май 1992 года. В случае, если зритель пожелал бы через какое-то время отказаться от подписки, он должен был сдать полученный дешифратор и получить залоговую сумму назад. Подписные бланки на оплату аренды дешифратора публиковались в киевской газете «Крещатик», а с 28 февраля – в новом специализированном издании «Пятница», которое родилось как совместное детище фирмы «Мегапол» и газеты «Крещатик».

megapol-piatnytsya

Пару слов следует сказать и об этом издании. Газета «Пятница» изначально создавалась как специализированное издание для зрителей канала ТВМ и, по сути, стала первым специализированным украинским «телегайдом» (если не считать издававшейся с советских времён государственной газеты «Говорит и показывает Украина»). Издание публиковало программы телепередач (в том числе и программы «Мегапола»), анонсы фильмов и программ, интервью с телеведущими, статьи о музыке и кино. Благодаря эксклюзивным правам на публикацию телепрограммы канала ТВМ на протяжении 1992 года «Пятница» являлась одним из самых востребованных изданий, присутствовавших в киосках «Пресса». Позже волна популярности газеты спала. Однако, превратившись в самостоятельный «кино-музыкальный еженедельник», газета «Пятница» сумела пережить «Мегапол» на пять лет и просуществовала до августа 1998 года.
Но вернёмся в 1992 год.

Решение сделать просмотр программ «ТВМ» платным руководство телекомпании объясняло тем, что в этом случае появится возможность транслировать в её эфире самые свежие кинофильмы – едва ли не параллельно с их премьерами на большом экране. В первой половине 1992 года все эфиры «ТВМ» начинались с красочного презентационного мини-фильма, который в течение нескольких минут рассказывал телезрителям о том, что из себя представляет телекомпания, какие передачи производит и что зрителю следует ожидать после перезапуска канала в режиме кодированного эфира. Для привлечения потенциальных подписчиков в ролик была включена «нарезка» из кадров самых «топовых» на то время художественных фильмов – мол, «Мегапол» уже закупил права на показ нескольких сотен художественных фильмов, но покажет их лишь после перехода на кодированный режим трансляции. После этого в кадре появлялся ребёнок, державший в руке некий предмет, похожий на небольшую ручку или карандаш, на концах которого угадывались телевизионный антенный разъём и штекер. Ребёнок говорил, что это и есть дешифратор, и подключить его к вашему телевизору будет так просто, что это сможет сделать даже ребёнок, а эффект от этого будет огромный, вам будут завидовать соседи, которые не увидят по телевизору того, что будете видеть вы.

Правда, кодировать «Мегапол» планировал не весь эфир, а примерно половину. Впрочем, как заверяло руководство компании, всё самое интересное будет транслироваться лишь в кодированном сегменте эфира, а в открытом будут выходить программы для детей, передачи социальной направленности и ряд других программ.

Изменения в 1992 году коснулись и прочих телеканалов. В связи с распадом СССР и системы Центрального Телевидения в Москве прекратили своё существование программы ЦТ-1 и ЦТ-2. Вместо ЦТ-1 была создана телекомпания «Останкино» – в новогоднюю ночь в уголке телеэкрана на бывшем канале ЦТ-1 появился белый квадратик со стилизованной «квадратной» единичкой внутри. На канале появились новые заставки, он стал более ярким и коммерциализованным. Однако если в последние годы существования СССР реформы ЦТ добавляли в его эфир больше интеллектуальных программ для думающей аудитории, например, программы «Взгляд» или «До и после полуночи», то «Останкино» всё больше становилось каналом для любителей «хлеба и зрелищ».

В частности, именно с подачи «Останкино» (а также в меньшей степени «РТР») на просторах бывшего СССР началась повальная «мыльнооперная эпидемия». В советские времена фильмы продолжительностю более 5-6 серий были редкостью для телевидения. Иногда кое-что «проскакивало» и в те годы, к примеру, польский многосерийный фильм о войне «Четыре танкиста и собака» и некоторые другие подобные проекты производства дружественных соцстран. Однако нескончаемых эпопей по сто однотипных серий, наполненных истериками и гипертрофированными страстями, не было. На Западе такие проекты в избытке присутствовали на развлекательных телеканалах и получили название «мыльных опер». Дело в том, что данные сериалы были рассчитаны на домохозяек, а посему в них чаще всего рекламировались компании, продающие мыло, стиральные порошки и прочие средства для наведения чистоты и соблюдения гигиены. Собственно, в какой-то мере данные сериалы именно для того и снимались – так сказать, в качестве необходимого фона для данной рекламы.

В СССР же, где рекламы не было, «мыльные оперы» были ни к чему. Посему, пожалуй, первая такая телеэпопея – бразильский сериал «Рабыня Изаура» — была показана по советскому телевидению лишь в конце 80-х. Да и то, советским телезрителям показали не оригинальную версию на 100 с лишним серий, а более ужатый и динамичный «экспортный» вариант на 10-15 серий.
Но уже с начала 1992 года в эфире телеканала «Останкино» стартовал первый бесконечный мексиканский сериал о богатых, которые «тоже плачут». За ним последовали другие подобные сериалы, постепенно заполонявшие эфир разных телеканалов. Причём, если упомянутая выше «Рабыня Изаура» снималась по художественному произведению одного из классиков бразильской литературы, то другие были совершенно лишены художественной ценности «мыльной оперы». Сериалы, которые хлынули потоком с телеэкранов в начале 90-х, обычно относились к фильмам, снимавшимся на ходу, по постоянно корректируемым сценариям.

Однако вернёмся к реформам, которые затронули российские телеканалы в 1992 году.
Channel4RussiaКанал ЦТ-2 в России с начала 1992 года стал каналом «Российского Телевидения» – РТР. В Украине его программы по-прежнему частично «разбавлялись» передачами УТ-2. На киевской четвёртой программе с начала года выходили передачи Образовательной программы из Москвы (к лету она разделилась – днём транслировались программы канала «Российские Университеты», входившего в структуру РТР и сохранявшего образовательную направленность, а ближе к ночи – программа «Останкино – 4», с «квадратной четвёркой» в уголке экрана). В конце января того же года на 30 дециметровом канале появились и киевские программы, выходившие под брендом «Студия телепрограмм Тет-а-Тет».
tet-a-tet-start-20-01-1992tet-a-tet-first-logoЛоготип новой телестудии – бело-жёлтая надпись «тетАтет» на фоне звёздного неба впервые появился на экранах киевлян вечером 21 января 1992 года. Студия была создана телекомпанией «ТОНИС – Энтер» (ТЕТ), которая, в свою очередь, была первым киевским «детищем» николаевской телекомпании «ТОНИС». Сам «ТОНИС», название которого родилось как аббревиатура фразы «Творческое Объединение Новых Информационных Систем», «родился» в декабре 1989 года и в начале 90-х создал несколько «дочерних» телекомпаний в Украине и странах бывшего СССР. Все они, будучи фактически самостоятельными структурами, имели право пользоваться общим фильмофондом и связями, при этом каждая проводила собственную политику.

Но вернёмся к телекомпании «ТЕТ» и её эфирному воплощению – «Студии телепрограмм Тет-А-Тет». Поначалу её программы выходили блоками в эфир по вечерам, хронометражем около двух часов. Время выхода блоков варьировалось, чтобы они могли удачно вписаться в сетку программ канала «Российские университеты». Каждый блок включал в себя художественный фильм, мультфильм или подборку видеоклипов и сопровождался дикторской подводкой, представлявшей то, что ждёт телезрителя в течение ближайших часов. С мая того же года программы студии выходили уже двумя блоками – днём (приблизительно с 13:25 до 16:00) и вечером (примерно с 18:00 или 19:00 и до 23:00). С октября того же года студия выходила в эфир днём с 15:00 до 18:00 и вечером – с 19:20 до 23:00, а иногда и до полуночи. Первая собственная программа – развлекательный проект «Хвост павлина» – вышла в эфир студии 15 октября 1992 года.

tet-programma-1992-march

С самого начала своего существования «Студия телепрограмм Тет-А-Тет» находилась в выигрышном положении по сравнению с другими коммерческими каналами. Первая студия канала располагалась в здании Гостелерадио – на Крещатике, для вещания использовался хорошо отлаженный и давно вещающий в городе 30 телеканал, который благодаря установленным на коллективных антеннах конверторам могла смотреть большая часть киевлян вне зависимости от наличия в их телевизорах дециметровых блоков. Да и те, кто принимал канал с эфира на 30 частоте, не могли пожаловаться на качество – для вещания использовался передатчик мощностью 20 киловатт. Впрочем, «картинка» студии на экране всё же несколько отличалась по качеству от «картинки» программ государственного телевидения – внизу экрана присутствовала голубая полоска, а само изображение было слегка смазанным, что и не удивительно. Как и прочие коммерческие вещатели, ТЕТ был вынужден поначалу пользоваться бытовой видеотехникой и транслировать фильмы, записанные в формате VHS. Проблема перевода системы PAL в «наш» SECAM также сказывалась на качестве картинки. Однако в те времена зритель не очень обращал внимание на такие тонкости: картинка на 30 канале была лучше картинки на 7, 32 и 37 каналах, а альтернативы видеофильмам с «гнусавыми голосами» переводчиков тогда ещё не было. Таким образом, за первый год вещания «Студия телепрограмм Тет-А-Тет» уверенно обогнала в рейтингах все киевские телекомпании – как государственные, так и коммерческие — и заняла второе место зрительского интереса после московского канала «Останкино».

7kanal-programma-1992-decemberА что же «Мегапол»? Уже в феврале 1992 года программы «ТВМ» выходили на 7 канале двумя блоками – вечером, с 20:00 до 23:00 и в утреннем повторе – с 10:00 до 13:00. Вскоре добавился «ночной кинозал» — по пятницам (фильмы ужасов) и субботам (эротика и программы о сексе). Ночной кинозал начинался после 23:00, а заканчивался после полуночи и, разумеется, не повторялся в «детское время». Постепенно «утрясалась» программная сетка телекомпании, появилась программа новостей кино- и видеорынка «Экспресс-видео» с Юрием Минзяновым. Любителям серьёзного кино была адресована программа «Синематека» с Юрием Германом, где можно было увидеть авторское кино, а также редкие фильмы, которые сложно было найти в прокате. Порой они даже не существовали в переведённой на русский язык версии, и тогда Юрию Герману приходилось делать перевод самому. Во всяком случае, так он говорил зрителям. «Синематека» представляла зрителю фильм, перед которым ведущий рассказывал о режиссёре, его творческом пути и подавал другую полезную информацию. На любителей молодого украинского кино была рассчитана программа «Happy Start». Киноманам также были адресованы рубрики «Знакомый голос» (о переводчиках художественных фильмов) и «Хичкок по средам». Научно-познавательная программа «Уроборос» знакомила телезрителя с основами китайского массажа, цигун, ушу, секретами вечной молодости и здоровья.

Программа «Кубический сантиметр шанса» представляла собой телевизионный клуб знакомств, а также давала зрителям советы – как лучше найти свою вторую половинку. Название программы её ведущий Виктор Конисевич объяснял влиянием философии Карлоса Кастанеды. Каждому человеку даётся свой шанс, и чтобы его не упустить, необходимо научиться понимать знаки, которые даёт природа и жизнь. К слову, Виктор Конисевич – достаточно знаковая личность на постсоветском пространстве масс-медиа и шоу-бизнеса. В 1993 году он переехал в Москву, где работал режиссёром-клипмейкером, а в 1996 году стал соавтором проекта и арт-директором культовой радиостанции всех рейверов — «Радио Станция 106,8 FM».

megapol-startОднако вернёмся к «Мегаполу»…
Чтению и пониманию знаков – на сей раз зодиакальных – была посвящена программа «Беседы Ананда», стартовавшая на «Мегаполе» в конце апреля. Данный цикл программ представляла Астрологическая Украинская Республиканская Ассоциация «АУРА» — каждое воскресенье её президент Свами Ананд Сирджанхар в течение 15-20 минут рассуждал о добре и зле, о библейских притчах, об оздоровительных системах и многом другом. Целью этого цикла было научить человека быть счастливым, используя знания астрологии, эзотерики и психологии.

Кроме того, в эфире «Мегапола» выходил и ряд других проектов, в частности, телекомпания уделяла внимание конным скачкам на киевском ипподроме, и для любителей делать ставки выходила передача «Жокей-клуб». Присутствовала в эфире «ТВМ» программа «Криминальная хроника», а также краткосрочные циклы программ. К примеру, «Билет №5», приуроченный к периоду выпускных и вступительных экзаменов, рассказывал о том, как лучше готовиться к ним и раскрывал маленькие секреты «психологии преподавателя» — как расположить к себе экзаменатора, как читать его позы, жесты и использовать полученную информацию с выгодой для себя.

Отдельно следует сказать и о музыкальном вещании «Мегапола». Родившаяся 31 декабря 1991 года из выпусков «Музыкальных новостей», а также программ типа «Мега-поп», «Мега-джаз» передача «Джемикс» (название её произошло от слияния двух английских слов – «jam» и «mix», то есть – сжимать и смешивать, программа, которая коротко рассказывала о всех музыкальных стилях) на протяжении 1992 года разделилась на несколько отдельных тематических выпусков, которые выходили в эфир ежедневно. Среди них — «Jamix-Hard», «Jamix-Easy», «Jamix-News», «Jamix-Rap», «Jamix-Indie», «Jamix Biherit» и т.д. В целом же программа «Джемикс» выходила в эфире «Мегапола» едва ли ни каждый день. Начиная с 22 марта 1992 года, по выходным в эфире транслировался «детский выпуск» программы «Джемикс» — «Jamix Baby», который вёл одиннадцатилетний Александр — сын «главного» лица «Джемикса» Анатолия Вексклярского. «Jamix Baby» знакомил подрастающее поколение с той музыкой, которая была близка подросткам. В те годы это был, главным образом, рэп.

9 мая 1992 года в эфир вышел первый выпуск программы «Jamix Old» с ведущим Фёдором Терпиловским. Программа «выросла» из проекта «МегаПОП» и адресовалась любителям музыки прошлых лет – джаза, биг-бендов, рок-классики, а сам Фёдор Терпиловский в качестве «хранителя древностей» в киевском эфире «поселился» надолго: со временем, уже после закрытия «ТВМ» на киевском телеканале «ТЕТ» выходила его музыкальная программа «Лавка древностей».
Основные выпуски «Джемикса» вёл Анатолий Вексклярский вместе с Юрием Конотовским. Оба они в то время играли в рок-группе, которая так и называлась – «Джемикс»: Вексклярский был там вокалистом, а Конотовский – басистом. Следует отметить, что программа «Джемикс» была едва ли не чемпионом по количеству получаемой корреспонденции: зрители присылали письма, просили показать клип или концертное выступление той или иной группы. И порой Анатолию Вексклярскому приходилось немало побегать по видеопрокатам и знакомым коллекционерам, чтобы найти нужное видео. Хотя большая часть видеоклипов записывалась с эфира спутниковых каналов – в первую очередь, с того же канала «Super Channel».

Более-менее определилась жанровая разбивка фильмопоказов. Например, по средам в эфире транслировались детективы, в другие дни недели – индийское кино, боевики, мелодрамы, исторические фильмы, а по выходным — детские фильмы. Отдельное время было выделено и для того, что детям смотреть не следовало. По пятницам после 23:00 в рубрике «Полуночное безумие» транслировались фильмы ужасов, а по субботам в это же время – фильмы «про это» в рубрике «Интимное время». К слову, эти «ночные» рубрики не ограничивались простым показом видеопродукции. Это были полноценные программы, содержавшие вступительную, информационную часть, после которой и шёл собственно кинопоказ. А что касается рубрики «Интимное время», то это, по сути, была первая программа о сексе, сексуальности и эротике на украинском телевидении. Гостями программы были сексологи, психологи, стриптизёрки, представители сексуальных меньшинств и прочие люди, не постеснявшиеся обсуждать столь пикантные вопросы в эфире.

megapol-nochnoy

Со временем планировалось увеличить эфирное время вещания студии. Ожидалось, что после перехода компании на кодированный эфир, трансляции должны были осуществляться по будням с 10:00 до 14:00 и с 19:00 до 01:00, а по выходным – в течение всего дня. По субботам планировалось «дотягивать» ночной эфир чуть ли не до утра – до 04:00-05:00.

Сроки перехода вещания телекомпании на кодированный режим постоянно переносились, цены за аренду дешифраторов росли в соответствии с ростом инфляции, однако самих дешифраторов так и не было.

Тем не менее в конце марта 1992 года «Мегапол» заявил о том, что компания начала тестовые трансляции своих передач в Крыму. По сообщениям газеты «Пятница», это были лишь пробные выходы – в Крыму транслировались лучшие передачи и фильмы телекомпании, выходившие ранее в Киеве. Однако к лету «Мегапол» обещал начать вещание в Крыму всерьёз и надолго, причём сразу же в кодированном режиме. «Пятница» тогда писала – если вы летом решили отдохнуть в Крыму, то берите с собой дешифратор, и вы ничего не пропустите, поскольку к тому времени «Мегапол» можно будет смотреть и там, а программа будет идентична той, которая транслируется в Киеве на 7 канале.

Своего рода «лицом» телеканала «Мегапол» в 1992 году был диктор Георгий Гавриленко, появлявшийся на экранах между программами благодаря колоритной внешности (длинные волосы), характерному «западно-украинскому» выговору, с юмором и подводками он очень быстро стал одной из «звёзд» «Мегапола». Выпускник Киевского театрального института и актёр Киностудии имени Довженко, Георгий Гавриленко пришёл на «Мегапол» с твёрдым желанием делать там собственную программу о кино. Но руководство телекомпании предложило ему вначале попробовать себя в роли диктора. Георгий Гавриленко попробовал и внёс в эфир «Мегапола» неповторимый колорит. Именно он ввёл в обиход на «Мегаполе» слово «телевізія» (вместо привычного «телебачення»). Георгий Гавриленко родился на Донбассе, а затем ещё в раннем детстве переехал в Киев.

Тем временем эфир 7 канала в Киеве вновь начали наполнять «немегаполовские» программы. С весны 1992 года перед началом передач «ТВМ» на экране появлялась кареглазая девушка-диктор, объявлявшая телезрителям, что они смотрят «7 канал совместного предприятия Украинско-Американское вещание», в эфире которого и выходят программы телекомпании «Мегапол». Также в рамках этого объявления звучал призыв к сотрудничеству, обращённый ко всем заинтересованным организациям. Вскоре на канал вернулись программы спутникового телевидения – перед вечерними блоками «ТВМ» с 18:00 до 20:00 по будням здесь транслировались программы CNN. Программы этой же телекомпании появлялись в несколько другие временные отрезки и по выходным, где, кроме них и программ «Мегапола», транслировались также программы христианской телестудии. А правый верхний угол телеэкрана во время вещания 7 канала отныне украшала большая и не очень эстетичная «семёрка», заключённая в прямоугольник.
storyfirstБлиже к концу марта 1992 года в Киеве вновь ожил 32 канал, правда, программ телекомпании «ЮТаР» на нем не было. Вместо этого ежедневно с 17:00 до 20:30 здесь ретранслировались программы уже давно знакомого киевлянам спутникового канала «Super Channel». Перед началом его трансляции, примерно в 16:20, на экранах появлялась настроечная таблица типа «матрас» (при звуковом сопровождении того же «Super Channel») с наложенной поверх неё надписью – «Международная Коммерческая Телерадиокомпания». А перед включением собственно картинки на минуту появлялась заставка, информирующая телезрителя о том, что все права на трансляцию канала «Super Channel» принадлежат корпорации «StoryFirst Communications». Следует отметить, что в промежуток эфира «Super Channel» с 17:00 до 20:30 попадали, главным образом, подборки видеоклипов нон-стоп и музыкальные программы. В частности, телефонное шоу в прямом эфире – «On the Air» с ведущим Клайвом Пирсом, у которого в Киеве (а в последствии и во всей Украине) даже появились свои постоянные зрители и фанаты.

ictv-1992-reklamakanala

Так продолжалось до 15 июня, когда на киевском 32 канале состоялся официальный старт Международной Коммерческой Телерадиокомпании. В тот день в 20:30 вещание на канале не прекратилось, и после окончания блока ретрансляции «Super Channel» киевляне увидели видеоролик, информирующий их о рождении новой телекомпании. В дальнейшем этот ролик ещё долго мелькал в эфире новой телекомпании, рассказывая её зрителям о том, что собой представляет канал, кто его сотрудники, какие передачи можно будет увидеть и как принимать канал. А 15 июня 1992 года после данного ролика в эфир 32 канала впервые пошли украиноязычные программы новой телекомпании.
super_bb_1993bТогда, летом 1992 года, на начальном этапе существования Международной Коммерческой Телерадиокомпании, все её программы по сути являлись всего лишь записанными и озвученными на украинский язык программами спутниковых телекомпаний – главным образом, каналов «Super Channel» и американского «CBS». Вначале 90-х трансляция фильмов, передач и видеоклипов, «выписанных» со спутникового эфира и переведённых на русский или (что реже) украинский язык было обычным явлениям в украинском телеэфире. Иногда вещающие телекомпании пытались «заклеить» на экране логотип канала, у которого программа или фильм были «позаимствованы», — размещая на его место свой логотип или какую-либо иную «художественную заплатку». Но чаще всего всё транслировалось «как есть» – и логотип, и титры (порой на таких экзотических языках, как финский или хорватский). А Международной Коммерческой Телерадиокомпании вообще не было никакого смысла что-либо скрывать – ведь у её учредителей, американской компании «StoryFirst Communications» имелись все необходимые договора с правообладателями.

При этом само качество записи и в целом «картинки» и звука Международной Коммерческой Телерадиокомпании значительно превышало качество «картинки» и звука других коммерческих телеканалов и практически не отличалось от того, которое зритель привык видеть на государственных каналах. И не удивительно – ведь организацией новой телекомпании занимались американцы, которые подошли к делу с необходимым профессионализмом, установили и отладили необходимое для профессионального вещания оборудование, обучили персонал. С украинской стороны учредителем Международной Коммерческой Телерадиокомпании выступал Концерн «РРТ» (Радиовещание, Радиосвязь, Телевидение) – государственное предприятие, в управлении которого на то время находились практически все телерадиовышки и передающие средства, включая и Сырецкую телерадиобашню – башню КРТПЦ, на территории которой и были расположены первые офисные и аппаратные помещения Международной Коммерческой Телерадиокомпании.

Кроме того, следует отметить тот факт, что большинство программ Международной Коммерческой Телерадиокомпании с самого начала выходило в эфир с хорошей озвучкой и на украинском языке. В то время в эфире киевских коммерческих телекомпаний доминировал русский язык. Что же касается «чужого» телепродукта, то он переводился и озвучивался исключительно на русском языке. Качество озвучки было различным – как мы уже упоминали, большая часть видеоматериала вообще попадала на экраны из пунктов видеопроката, и здесь уже как «карты ложились» – можно было приобрести фильм, переведённый хоть и на бытовом уровне, но с высокопрофессиональным подходом, как господином Михалёвым или кем-то из равных ему «ассов видео-перевода» постсоветского пространства. А можно было купить материал, переведённый и озвученный кое-как – и в плане качества звука, и в плане собственно перевода. К примеру, на одном из киевских коммерческих телеканалов в начале 90-х периодически транслировались мультики про черепашек-нинзя, «выписанные» с эфира турецкоязычного спутникового канала «Star 1», перевод которых, судя по артикуляции и акценту, осуществлял какой-то «турецко-подданный».

В эфире Международной Коммерческой Телерадиокомпании, как мы упомянули выше, доминировал украинский язык. Перевод фильмов и программ осуществлялся на собственной технической базе телекомпании. Впрочем, при всём техническом качестве украиноязычного перевода и профессиональной озвучки, они имели свои недостатки, главный из которых – излишняя сухость, «официальность» и рафинированность. Такой перевод был приемлем для озвучивания документальных фильмов и публицистических программ, но сильно проигрывал при трансляции художественных фильмов, в которых порой требовалась большая «живость» речи. С развитием телекомпании росло и качество перевода транслируемых в её эфире фильмов и программ, некоторые из них, по сути, вошли в историю украинского телевидения. В частности, транслировавшийся на канале в середине 90-х годов сериал «Альф» полюбился многим телезрителям.
ITN_supernews_promo1987cНа русский язык в эфире Международной Коммерческой Телерадиокомпании поначалу переводилось лишь американское ток-шоу «Геральдо». Две программы шли на языке оригинала, то есть, по-английски: утреннее шоу телеканала «CBS» «Сегодня утром», выходившее в 08:00, а также утренний блок новостей «ITN» (09:00), которые британская телекомпания «ITV» (Independent Television) готовила для канала «Super Channel». Любопытно, что этот же самый блок новостей транслировался уже с украинским переводом в тот же день вечером в 20:40.
thames-ident1989itvcorp2lВпрочем, телекомпания попробовала познакомить киевских зрителей и с новостями «в момент их рождения», продемонстрировав «эксклюзивный прямой телерепортаж» о прибытии тогдашнего Президента Украины Леонида Кравчука в одну из стран с государственным визитом. Данное событие часто анонсировалось в течение нескольких дней. Однако в реальности оказалось коротким – около минуты – сюжетом, взятым из прямого спутникового эфира одной западной телекомпании.



super_1988aВ целом же эфир Международной Коммерческой Телерадиокомпании в первые месяцы её существования особой эксклюзивностью не отличался. Кроме уже упомянутых выше новостей «ITN», в 1992 году здесь транслировалось несколько документальных сериалов познавательного характера, записанных с эфира «Super Channel» и переведённых на украинский язык. В частности, «Выживание», «За пределами завтрашнего дня», «Доктор, Доктор!», «Животный мир Америки», «Научное шоу», «В фокусе — Земля», «Видеопутешествие», «Джоан-Риверс-Шоу» и ряд других. Кроме того, транслировались сборники видеоклипов под маркой «Час меломана», мультфильмы и художественные фильмы. Не обошла Международную Коммерческую Телерадиокомпанию и начавшаяся на просторах СССР «сериаломания» — вскоре телекомпания начала показ «мыльных опер».

К слову, летом 1992 года попытку приобщиться к сериаломании сделал и «Мегапол» – компания решила демонстрировать в своём вечернем эфире записи транслировавшихся тогда по каналу «Останкино» серий бесконечной мексиканской мыльной оперы о «рыдающих богатых» – для тех, кто во время их оригинального показа находился на работе или по дороге домой. Правда, эти повторы длились недолго и вскоре прекратились.

Впрочем, введение в эфир коммерческих телекомпаний «латиноамериканского мыла» поначалу объяснялся их руководством как способ сделать канал более доступным. Доминировать в эфире всё равно будет исключительно качественный фильмоконтент, а «один единственный сериал в день» поможет «мобилизовать армию тёщ, мам и бабушек, а также начальниц ЖЭКов», которые в желании понаблюдать за слезами очередных хнычущих «богачей» из Санта-Барбары объединятся и добьются от соответствующих организаций модернизации антенного хозяйства Киева.
В конце июля 1992 года Международная Коммерческая Телерадиокомпания объявила о начале вещания на регионы Украины. В частности, согласно объявлениям, программы телерадиокомпании к концу лета 1992 года кроме Киева транслировались или должны были вот-вот появиться в следующих городах на таких каналах:

Винница — 24, 40;
Днепропетровск — 28, 29;
Донецк — 7, 25, 32;
Запорожье — 27, 28, 33, 37;
Ивано-Франковск — 23, 25, 33, 34, 36;
Кировоград – 21; Львов – 37;
Николаев — 7, 36, 37, 38;
Одесса – 38;
Полтава — 6, 8;
Тернополь — 10, 24, 36;
Ужгород — 29, 41;
Харьков – 5;
Хмельницкий — 1, 4, 5, 23, 27;
Черкассы — 7, 23;
Черновцы — 5, 6, 9, 10, 28, 39.

А для раздачи сигнала на ретрансляторы использовались тогда традиционные радиорелейные линии (как тогда говорили – резервная сеть под условным названием УТ-4),
поскольку спутниковые транспондеры тогда не были доступны не только коммерческим, но и государственным украинским вещателям.

В то же время киевлянам Международная Коммерческая Телерадиокомпания пообещала в ближайшее время улучшить качество приёма канала. Во-первых, за счёт увеличения мощности передатчика – с одного киловатта её планировалось увеличить до двадцати, как было на 30 канале. А во-вторых, киевлянам пообещали в ближайшее время установить на коллективных антеннах конверторы, преобразующие дециметровый сигнал в метровый диапазон – такие же, как использовались для коллективного приёма 30-го канала. Впрочем, конверторы так и не были установлены.

Но, тем не менее, осенью Международная Коммерческая Телерадиокомпания преподнесла своим зрителям другой приятный сюрприз – ночной эфир, вещающий до самого утра. В советские времена телевидение в Украине заканчивало работу в районе полуночи и лишь в приграничных районах, как мы уже упоминали, транслировались специальные ночные передачи. Их целью было отвлечь советского телезрителя от попыток смотреть телепрограммы из сопредельных государств, где – в силу двухчасовой (по тогдашнему «декретному» поясному времени) разницы во времени телевечер был ещё в самом разгаре. В 1989-90 годах «по просьбам трудящихся», которые уже получили возможность свободного передвижения по миру и уяснили для себя, что в цивилизованных странах телевидение работает круглые сутки, ночной канал запустили на всей территории европейской части СССР. После полуночи на канале ЦТ-1 начинались передачи, объединённые под шапкой «Программа Москва», которые длились где-то до 2-3-х часов ночи. После распада СССР эфир на всех телеканалах, как государственных, так и коммерческих начал удлиняться. Сокращалось время дневных перерывов, утром вещание стало начинаться раньше, а вечером заканчиваться позднее. Однако в большинстве случаев телеэфир лишь едва переваливал за полночь, завершаясь примерно в районе часа ночи. И лишь в ночь на выходные или праздничные дни мог продолжаться до двух-трёх часов. Да и то – это время, как правило, отводилось для демонстрации фильмов и программ, которые нельзя смотреть детям до 16 лет. Таким образом, с 22 октября 1992 года Международная Коммерческая Телерадиокомпания стала первым киевским телеканалом, который не выключался в ночное время. Примерно в 23:30 на канале начинались прямые ретрансляции «Super Channel», которые длились до 07:00 следующего утра, когда стартовало утреннее вещание телекомпании. Впрочем, круглосуточно телеканал не работал – по будням с 12:00 до 17:00 (а в понедельник фактически с 07:00 до 17:00) был перерыв. Однако в это время в киевском эфире работали другие телекомпании, а вот по ночам больше никто. Правда, так продолжалось недолго – через год ночные эфиры были урезаны до 03:00. А первые по-настоящему круглосуточные эфирные телеканалы начали появляться в Украине позже (одним из первых в середине 90-х стал запорожский телеканал «Алекс»; киевские же телекомпании перешли на круглосуточный эфир значительно позднее).

ictv-program-jul1992Впрочем, название телеканала — Международная Коммерческая Телерадиокомпания, было всего лишь отображением юридического названия организации и являлось неудобным для промо-целей, сложно-произносимым и тяжело запоминающимся. На изобретение удачного бренда ушло немало времени, а в итоге компания просто начала использовать аббревиатуру от своего юридического названия – ICTV.
http://mediasat.info/2016/01/20/history ... evision-2/



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 3

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:11

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 3[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.

Международная Коммерческая Телерадиокомпания была не единственной телерадиоорганизацией, начавшей эфирное вещание в Киеве в июне 1992 года. В открытый эфир решила вернуться уже упоминавшаяся нами выше телекомпания «ЮТаР».
► Показать
http://mediasat.info/2016/01/21/history ... evision-3/



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 4

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:13

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 4[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.

Что же произошло с седьмым каналом? Его вещание также было реорганизовано. После ухода с канала программ “Мегапола” и “Телерадиостудии 7х7” здесь какое-то время транслировались художественные и мультипликационные фильмы, а также различные программы, выходившие прежде под условным названием “Студия 7 канала” — Экспресс-анонс, Программа для верующих, Христианская программа, подборки видеоклипов (включая рубрику “Плейбой-клип” ежедневно в полночь). Также на седьмом канале в этот период транслировалась “Телегазета”, которая прежде выходила в рамках эфиров “Студии 7х7”, а кроме того – велись ретрансляции программ “CNN International” (по два часа в сутки). А вот “Новости 7 канала”, “Рок-полигон” и ряд других с эфира исчезли.
► Показать
http://mediasat.info/2016/01/22/history ... evision-4/



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 5

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:17

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 5[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.

Начало вещания на 35 телеканале «Гравис» отметил и техническими нововведениями. В частности, телерадиокомпания оборудовала новую студию на территории КПИ и наконец получила потенциальную возможность проведения прямых эфиров – до сих пор в эфире седьмого телеканала компания их не имела. Кроме того, «Гравис» стал второй, после УТ, украинской телекомпанией, начавшей использование стандарта BETACAM-SP. Впрочем, часть программ канала по-прежнему выходила в стандарте S-VHS – в частности, фильмы, а также транслировавшиеся по договору с «НТВ» передачи «Итоги» и «Намедни».
► Показать
http://mediasat.info/2016/01/23/history ... evision-5/



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 6

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:20

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 6[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.

В 1994 году украинское телевидение обрело телетекст. Собственно, первые тестовые трансляции телетекста на канале УТ-1 начались ещё в 1993 году, а на российских каналах «Останкино» и «Россия» украинский телезритель мог читать телетекст ещё с 1992 года. Изначально техническим и информационным обеспечением системы телетекста на канале УТ-1 занималось Министерство связи Украины. С июля 1994 года телетекстом на УТ-1 занималось уже отдельное информационное агентство «Подія-Іпрінда» совместно с компанией «Раритет», входившей в структуру Министерства связи Украины.
► Показать
http://mediasat.info/2016/01/25/history ... evision-6/



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 7

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:22

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 7[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.
► Показать
http://mediasat.info/2016/01/26/history ... evision-7/



Аватара пользователя
artim

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 8

Сообщение artim » 28 янв 2016, 10:26

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 8[/shadow]
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя.

Вообще-то, 1995 год был богат на рождение студий, телекомпаний и продюсерских центров, которые изготавливали телепрограммы, не претендуя, по крайней мере изначально, на отдельный телеканал. Программного продукта для того, чтобы полностью заполнить канал, хватало не у всех, да и свободных каналов не было. То есть телевидение, в том числе и коммерческие каналы, начали понемногу разделяться на «broadcasting» и «production».
► Показать
http://mediasat.info/2016/01/27/history ... evision-8/



Аватара пользователя
Admin

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 9

Сообщение Admin » 11 фев 2016, 00:09

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 9[/shadow]
Продолжая разговор о телеканале «Интер», отметим, что он, согласно лицензии Нацсовета по телерадиовещанию, получил право вести вещание в объёме двенадцати часов ежедневно на сети УТ-3 (то есть там, где областные телерадиокомпании уже более года вели собственное вещание и ретранслировали программы «ОРТ»).
ort3Старт нового проекта был намечен на 20 октября 1996 года. Генеральным директором Украинской Независимой Телекорпорации стал Александр Зинченко, который перед стартом нового телеканала рассказал журналистам и будущим телезрителям о его программной политике. В частности,
► Показать


Привет. Приглашаем Вас зарегистрироваться для качественного просмотра каналов через шаринг Sat Biling.Sat Biling - Качественный шаринг просмотр.

Аватара пользователя
Admin

История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 10

Сообщение Admin » 11 фев 2016, 00:11

[shadow=blue]История украинского ТВ глазами зрителя. Часть 10[/shadow]
«Студия 1+1» начала свою работу в эфире канала «УТ-2» 1 января 1997 года в 00:05, сразу же после Новогоднего поздравления президента. Первой программой, вышедшей в эфир «Студии 1+1», стал пятиминутный блок поздравлений телезрителям от самой студии, который так и назывался – «1+1 поздравляет». Следом за ним началась вторая серия комедии «Операция «С Новым годом!». Именно вторая серия, и это не удивительно, так как первая серия данного фильма вышла в эфир 31 декабря на канале УТ-1, где до сих пор и выходили программы, подготовленные студией.
1plus11997Вещание «Студии 1+1» в сети УТ-2 осуществлялось двумя блоками: утром с 07:00 до 10:00 и вечером – с 18:00 до полуночи. Поскольку временной отрезок с 10:00 до 18:00 в 1996 году так и не был пролицензирован Нацсоветом, то в это время на сети продолжали выходить программы НТКУ под логотипом «УТ-2». В частности, с 10:00 до 18:00 транслировались образовательные программы в рамках проекта «Образовательный канал для школьников», художественные и документальные фильмы, культурологические программы и развлекательные проекты, которые готовились ТРК «Золотые ворота» и другими партнёрами НТКУ.
1plus1-and-ut2-prog-1999Что же касается «Студии 1+1», то с началом вещания компании на собственном канале значительно расширилось меню предлагаемых программ. В эфире появились информационные блоки службы информации «Студии 1+1» — проект «ТСН» (Телевизионная Служба Новостей). Со временем в эфире появились и другие проекты – «Империя ТВ», «Проти ночі», «Телемания», «Пятый угол», «Песня Года», «Табу», «ПроСпорт», «Післямова» и ряд других.
► Показать


Привет. Приглашаем Вас зарегистрироваться для качественного просмотра каналов через шаринг Sat Biling.Sat Biling - Качественный шаринг просмотр.

Вернуться в «Новости эфирного телевидения»